МОБУ СОШ №4 р.п. Лесогорск

Специальные условия для получения образования детьми

с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

 

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в школе рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Задачи:

  • организовать качественную коррекционно-реабилитационную работу с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
  • сохранить и укрепить здоровье учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов на основе совершенствования образовательного процесса;
  • создать благоприятный психолого-педагогический климат для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
  • расширить материальную базу и ресурсное обеспечение школы для организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
  • совершенствовать систему кадрового обеспечения.

 

В школе созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:

  1. Условия приема в школу

Инвалиды и лица с ОВЗ принимаются в школу и участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.

Прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК.

По медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому или инклюзивное образование

 

  1. Наличие образовательных программ

Школа реализует адаптированные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. При реализации данных образовательных программ возможно использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

 

  1. Штатное укомплектование

В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работают педагоги-психологи, педагог- дефектолог и медицинский работник.

Социальные педагоги обеспечивают необходимое социальное обеспечение учащимся и семьям с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.

В Школе систематически функционирует психолого- педагогический консилиум, который в рамках своей деятельности обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также создание и реализацию специальных условий получения образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в соответствии с заключениями ТПМПК и/или индивидуальной программой реабилитации и абилитации.

В соответствии с планом реализации приоритетного национального проекта РФ «Образование» и регионального проекта по организации инклюзивного обучения детей-инвалидов, а также для эффективного включения детей-инвалидов в процесс инклюзивного обучения учителя проходят курсы повышения квалификации по вопросам организации интегрированного образования детей-инвалидов.

Педагоги в системе проходят курсы повышения квалификации для обеспечения компетентной поддержки детей данной категории.

 

  1. Специально оборудованные учебные кабинеты и объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Специально предусмотренные и оборудованные учебные помещения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в школе отсутствуют.

Однако имеется беспрепятственный доступ к общим объектам для проведения практических занятий, а именно к кабинетам технологии, информатики (компьютерные классы).

 

  1. Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В Школе, в целях обеспечения реализации образовательных программ имеется библиотека, читальный зал, где осуществляется доступ к информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд Школы укомплектован печатными и учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и по всем учебным предметам.

Библиотекой Школы обеспечивается фактический доступ всех обучающихся, включая инвалидов и лиц с ОВЗ, к необходимым учебным, научным-популярным, справочным и литературным источникам в рамках освоения образовательной программы.

Библиотека размещена на 1 этаже здания Школы, поэтому все обучающиеся, в том числе инвалиды и лица с ОВЗ, имеют возможность беспрепятственного входа в библиотеку и выхода из нее. При необходимости, для обеспечения доступа в помещение библиотеки инвалиду, использующему кресло-коляску, может быть оказано содействие персоналом библиотеки.

При обслуживании инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учитываются индивидуальные характерные особенности как самих пользователей, так и их потребностей.

В настоящее время библиотека не укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения).

 

  1. Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В школе оборудовано специальное помещение для проведения занятий физической культуры и ритмики для детей, которым рекомендована специальная медицинская группа. Данное помещение находится на 1 этаже здания Школы, поэтому инвалиды и лица с ОВЗ, имеют возможность беспрепятственного входа в спортивный зал и выхода из него. Инвалиду, использующему кресло-коляску, может быть оказано содействие персоналом школы.

 

  1. Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания, приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями.

Для обеспечения учебного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья используются учебные классы, оборудованные мультимедийными комплексами, включающими проектор, экран, компьютер, средства усиления звука. Также используются интерактивные доски, принтеры, многофункциональные устройства (МФУ).

Воспитательная работа с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осуществляется инклюзивно, с предоставлением возможности участия во всех мероприятиях Школы, направленных на развитие нравственно-эстетического и патриотического воспитания. При необходимости оказываются волонтерская помощь и консультации специалистов.

 

  1. Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации

Вход в образовательное учреждение оборудован пандусом.

Тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, в образовательной организации отсутствуют.

Отсутствует специально оборудованный санузел (поручни, специализированное сантехническое оборудование).

При необходимости, для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

 

  1. Специальные условия питания

Школьная столовая расположена на 1 этаже.

На входе в обеденный зал столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей холодной и горячей воды. Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно.

График питания в столовой разработан на основании расписания занятий.

Для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ предоставлено бесплатное двухразовое горячее питание.

Учителя-предметники сопровождают обучающихся в столовую.

 

  1. Специальные условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Здание МОБУ СОШ № 4 р.п. Лесогорск оснащено противопожарной сигнализацией, информационными табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями, и звуковой информацией для сигнализации об опасности, системой видеонаблюдения, а также тревожной кнопкой. В школе действует пропускной режим: при входе в школу имеется пост вахтера. Учет посетителей школы осуществляется соответствующей записью в журнале регистрации посетителей.

Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет, оснащённый оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с требованиями Приказа Минздрава от 05.11.2013 № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».

Проведение медицинских осмотров и диспансеризации осуществляется специалистами ОГБУЗ «Чунская РБ».

Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

  1. Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МОБУ СОШ №4 р.п.Лесогорск создано единое информационное пространство для обеспечения эффективной социализации всех участников образовательного процесса, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Информационная база школы оснащена:

-электронной почтой;

- локальной сетью;

- выходом в Интернет;

- действующим официальным сайтом.

Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями возможен в компьютерных классах, а также в предметных учебных кабинетах. Для лиц с ограниченными возможностями передвижения – на 1 этаже здания (читальный зал библиотеки), так как по типовому проекту в здании не предусмотрены пандусы, лифты.

С целью исключения доступа обучающихся к сайтам экстремистской направленности и иным ресурсам сети Интернет, несовместимым с образовательным процессом, в Школе действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и преподавателей закрыт.

В Школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры).

 

  1. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ

На основании  федерального закона РФ  «Об образовании в Российской Федерации» доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера.

Перечень электронных образовательных и информационных  ресурсов, к которым обучающиеся имеют неограниченный доступ:

Учи.ру

Якласс ПроеКТОрия

Билет в будущее

Навигатор

 

  1. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В Школе имеется специализированные кабинеты: лингафонный кабинет, логопеда, психолога.  Психологический кабинет оснащен настольной акустической системой, комплектом специального программного обеспечения для диагностики психосостояния, комплектом для сенсорных занятий с песком, cенсорными наборами для социальной адаптации.

Также для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья используются возможности Центра специальных возможностей ОС Windows, например, распознавание речи, экранная лупа, экранный диктор и другое.

 

  1. Информирование участников образовательных отношений

Для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в школе проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками и работниками обслуживающей сферы.

 

  1. Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат:

не предусмотрено.

 

  1. Количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

не предусмотрено.

 

 

 Нормативно-правовая база

Организация питания в образовательной организации

Информация по проведению мероприятий по формированию культуры позитивного отношения в обществе к лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья